СДЕЛАЙ МНЕ UGLY

СДЕЛАЙ МНЕ UGLY

Нас окружает огромное количество уродливого дизайна, мы видим его каждый день, причем не только на улицах российских городов: вывески на полуподвальных магазинчиках кричащих цветов, пестрящие обилием информации, листовки «Распродажа конфиската» и «Девочки, баня, отдых» с искаженными растянутыми от края до края шрифтами, бегущие строки  с бешеной анимацией на киосках «Шаверма», афиши ансамбля «Русские лапти», разукрашенные так, что информация на плакате становится вторичной. Примеров — масса.

Казалось бы, откуда такому взяться, ведь ни один заказчик не придет к дизайнеру с просьбой «сделать некрасиво»?

Любая задача, связанная с дизайном, — это, прежде всего, решение определенной проблемы. Есть цель и есть различные способы ее достижения. Тот дизайн, который видим мы, так называемый «маргинальный дизайн», — не что иное, как нахождение решения неумелым исполнителем помноженное на бездумно поставленные цели и некий усредненный, китчевый вкус.

Например, перед дизайнером стоит задача: поместить определенный текст на вывеску конкретного формата «максимально крупно», и тут в жертву идет все — эстетика, читабельность текста, здравый смысл. Текст набирается максимально жирным шрифтом, все строки подравниваются до одной длины, а весь текстовый блок непропорционально растягивается от края до края, чтобы ни один сантиметр пустого пространства не уцелел.

И это меньшее из зол! Очень часто подключается игра шрифтами, желательно из коллекций 90-х годов, ведь именно тогда были в ходу пиратские диски с шрифтовыми подборками. Добавление «креатива» в виде цветочков, коровок, сердечек (а лучше все вместе), неумелое изгибание надписей по форме, градиенты, тени, подложки, чтоб хоть как-то отделить надпись от получившегося креативного месива. Итог, зачастую поражает воображение.

Маргинальный дизайн породил целое направление в профессиональной среде: ugly design — «уродливый дизайн».

Дизайнеры всего мира подхватили тенденции уличного оформления и сделали его «фишкой». Пока — это, в первую очередь, искусство ради искусства, дизайн для дизайнеров, стиль, практически не имеющий утилитарной ценности, но вполне уместный в определенных ситуациях.

Тем не менее, уже сейчас ведущие агентства, шрифтовики, художники создают оформление и фирменные стили, вдохновленные маргинальным дизайном. Но это работа совершенно другого характера: ведь чтобы сделать что-то «некрасивое» нарочно, нужно приложить усилий гораздо больше, чем если сделать это из «лучших побуждений». Знание композиции, колористики, типографики — эти аспекты делают работы в стиле ugly design настоящими произведениями современного искусства.

Balenciaga выпускает сумасшедшую обувь ugly shoes, Nike оформляет в этом стиле фасады магазинов. Европейские столицы пестрят афишами, выдержанными в ugly-стиле, причем как клубных мероприятий, так и классических концертов. Ресурс Dropbox оформляет свои страницы безумными коллажами и утверждает: Ugly is the New Black. Веб-дизайн претерпевает огромные изменения, ведь навязанные годами нормы оформления привели к тому, что один продукт стал похож на другой.

И пришло время разнести эту монотонно-однородную массу в пух и прах.

Бренды учатся тому, что пользовательский дизайн не должен быть ограничен одними и теми же шаблонными нормами, учатся выходить за рамки привычного, учатся быть дерзкими, вызывающими, кричать о себе.

Важно лишь не забывать об одном: дизайн, рассчитанный на большинство, не подразумевает шаблонность мышления, но должен оставаться работоспособным. Пожалуй, это основное отличие уличного маргинального дизайна от трендового ugly design: умение сделать некрасивое красиво, используя профессиональный опыт, знания и мастерство.

В оформлении статьи использованы материалы из различных интернет-источников, в том числе проекта «Маргинальный дизайн», вдохновившего нас на написание этого материала.